Исторические сведения и воспоминания очевидцев о деятельности церкви и прихода храма «Рождества Пресвятой Богородицы»

 

О жизни составляющих из себя этнос славян племени «Радзимичи» свидетельствуют многие летописи и археологические находки наших земель. Так и на самых древних картах Великого Княжества Литовского уже есть Гомель, Новая Белица, Рудня-Прибытковская, и сами прибытки.

Название местности Прибытки произошло по свидетельству многих историков и археологов от слова «прибыть» или от слова «прибыль». Река, протекающая из Добруша, и впадающая в р. Сож, была судоходной (об этом свидетельствуют арх. раскопки), да и сами жители этих мест помнят, какой была р. Уть, до проведения мелиоративных каналов. Вот, и, по всей видимости, и суда, загруженные болотной рудой, а может и готовыми изделиями из железа, уходили по большим городам, а приходили назад с товаром. Развивалась торговля, жизнь «кипела», вот и появилось такое название.

По письменным источникам село Прибытки известно с 16-века, как вёска Прибытковичи на дороге Марковичи — Гомель, в Гомельском старостве  Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского. В 1640-х годах 9 дымов, 2 службы, 13 волов, 8 лошадей, во владении князя Чарторыйского. По инвентарю 1752 года село платило в казну 7 копен,  по 2 бочки ржи и овса, 4 денег.

После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 год) в составе Российской империи. В 1791 году часть жителей переселилась в Новую Белицу, которая в то время интенсивно строилась. В 1803 году построена деревянная церковь Рождества –Богородицкая церковь. С 1860 года работали мельница, круподробилка, сукновальня. Хозяин одноименного поместья помещик Бардовский владел в 1872 году 896 десятинами земли, которые достались ему в наследство. В 1861 году открыта церковно – приходская школа, позже начало действовать народное училище (в 1889 году 51 ученик). С 1877 года работала маслобойня. Согласно переписи 1897 года располагались: церковь, хлебозапасный магазин, трактир, в Носовичской волости Гомельского уезда Могилевской губернии в 1905 году в результате пожара сгорело 36 дворов. В 1909 году 1010 десятин земли, церковь, мельница. В одноименном фольварке, располагавшемся рядом, 957 десятин земли.

По свидетельству «Могилевских Ведомостей» после инспекции прихода преосв. еп. Константином (Булычевым) настоятелю сельского храма было поставлено на «вид» неудовлетворительное состояние приходской школы, которая находилась в старом сыром ветхом деревянном здании. После этого земством было начато строительство нового кирпичного здания школы в 1910 году, которая строилась довольно долго, и была открыта в 1914 году, а старое деревянное здание школы простояло до 70-х годов, в качестве хозпостройки к школе, а в последствии больницы.

Старое здание храма было деревянным, пятикупольным. По проекту похожие на храмы в дер.Крупец, и дер.Головинцы, при храме была устроена усыпальница по типу склепа помещиков Бордовских, было много захоронений священнослужителей и достойных прихожан, останки которых находят и по сегодняшний день.

В 1972 году частично на месте фундамента старой церкви, было воздвигнуто кирпичное здание сельского совета, взамен старого обветшавшего. На месте, где предположительно был алтарь (о чём свидетельствуют остатки полукруглого фундамента, аспиды) — сооружен сарай, и место для сбора мусора. Теперь близ этого места в 2012 году, был воздвигнут православный восьмиконечный памятный крест. Во время двунадесятых праздников совершаются крестные ходы и служатся заупокойные литии об усопших наших сродниках, и тех, кто погребен на месте сем.

Во время оккупации 1941-1943 годов старый деревянный храм посещал прп.муч. Серафим Жировицкий. В храме, которые в 30-е годы  большевики переоборудовали под зернохранилище были возобновлены богослужения. В храме на богослужениях пели некоторые исполнители, известного во всей Белоруссии, народного хора Ф.Ф. Петренко (житель села Прибытки). Храм простоял до 1943 года. Пострадал во время боёв за освобождение села. Во избежание немцами корректировки артиллерийского огня с колокольни, советским командованием было принято решение сделать залп зажигательным снарядом по звоннице, которая впоследствии выстрела сгорела. Однако основное здание церкви простояло до 60 — х годов, остатки были утилизированы и взяты местными жителями  для хоз. нужд.

В 1955 году, в военном городке «Зябровка» было построено ныне действующее здание школы, а старое здание школы было переоборудовано в больницу, и когда в 90-е годы здание опустело, по заявлению граждан православного вероисповедания исполнительный комитет Прибытковского сельсовета, решил вернуть старое здание земской школы верующим. В м1991 году богослужения в селе Прибытки были возобновлены.

Первым священником и настоятелем храма был ныне уже покойный протоиерей Андрей Тонконог, вторым-бывший военнослужащий майор запаса протоирей Валерий Дятлов, который сейчас служит сейчас священником в Челябинске. Третьим по счету является протоиерей Евгений Шупеня, клирик нашей епархии, четвертым — протоирей Василий, ныне теперь настоятель храма «Всех Святых» в селе Перевичи Жлобинского благочиния, пятым-протоирей Алексей Пилипенко, благочинный и настоятель Свято-Никольского собора в Добруше, шестым настоятелем является иерей Петр Прокопцов.

Сведения об остальных священниках и мирянах, которые служили и молились в суровые годы гонений на Русскую Православную церковь, и пострадали  как мученики и исповедники, находятся в процессе сбора информации. В Национальном историческом архиве Беларуси в фонде 2973, дело 31 содержатся «Метрические книги о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Книги брачных обысков, прихода и расхода денежных сумм» за  1803-1903 г.г. Прибытковской церкви «Рождества Богородицы».

В 1991 году была восстановлена приходская жизнь в деревне Прибытки. Под здание храма была отдана бывшая зябровская больница, некогда бывшее кирпичное здание земской школы 1914 года. 06 июня 1999 года здание храма было освящено покойным Владыкой Аристархом. В торжественном богослужении участвовали клирики гомельской епархии: Архимандрит Стефан (Нищерет), протоиерей Василий Пилипенко, протоиерей Стефан Гладыщук, настоятель храма протоиерей Пилипенко и многие другие клирики, монашествующие и миряне гомельской епархии, прихожане Прибытковского храма.

При настоятеле протоиерее Алексее Пилипенко было приобретено 3 колокола, для будущей колокольни, а при следующем настоятеле, иерее Петре Прокопцова, было начато строительство колокольни, которое на данный момент находится на завершающем этапе.

 

 

Правящий архиерей регулярно посещает храм с рабочими визитами, во время которых ознакамливается с состоянием дел на приходе и обсуждает с настоятелем административно-хозяйственные вопросы жизни приходской общины.